Сегодня: 2018-11-19    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Роу и его команда.

Александр Роу, сын ирландского инженера Артура Роу, родился в Сергиевом Посаде 24 февраля 1906 года. Чтобы помогать больной матери, в десять лет пошёл работать — торговал мелкой галантереей. Тем не менее окончил семилетку и отправился учиться дальше. Сначала в промышленно-экономический техникум, затем в киношколу имени Б. Чайковского и, наконец, в Драматический техникум имени М.Н. Ермоловой.

С 1930 года работал в кино, в частности был ассистентом Якова Протазанова на двух картинах. Первый самостоятельный фильм снял в 1938 году — им стала сказка «По щучьему веленью». В последующие годы зарекомендовал себя как главный киносказочник страны. Роу умер в 1973 году, а два года спустя на экраны вышла сказка «Финист — ясный сокол», которую по его сценарию снял Геннадий Васильев.

Александр Артурович Роу — выдающийся кинорежиссёр, признанный мастер киносказки, создатель известнейших и любимых многими с детства фильмов «По щучьему велению» (1938), «Василиса Прекрасная» (1939), «Конёк-Горбунок» (1941), «Кощей Бессмертный» (1945), «Марья-искусница» (1959), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), «Королевство Кривых Зеркал» (1963), «Морозко» (1965), «Огонь, вода и… медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969).

“Теперь, друзья мои, вообразите, что у огня вы с бабушкой сидите!” Гоцци, пролог пьесы “Любовь к трем апельсинам”( Из записных книжек Роу).Большой мастер был режиссер Роу сказки рассказывать и в кино их показывать! — так, наверное, начала бы эту историю сказительница Анастасия Зуева. Та самая, что открывает ставни в начале фильма “Варвара-краса, длинная коса”.

Роу начал ставить киносказки еще в конце 30-х годов, когда студии “Союздетфильм” было всего три года. Детское кино только зарождалось. Жанр же киносказки у многих вызывал сомнения. Педагогично ли показывать детям нереальные, фантастические события, зверей, говорящих по-человечьи? Но Роу мечтал снимать именно сказки и посвятил им всю свою жизнь.

Спецэффекты нашего детства.

Художественный и технический уровень картин Роу по тем временам хваленому Голливуду и не снился. Чтобы их снимать, надо быть не только очень добрым человеком, но еще и волшебником.

Огонь, вода, и… медные трубы

Самоходная печь Емели появилась на экране в 1938 году. Годом позже ожил Змей Горыныч.

«Василиса Прекрасная».

Конек-Горбунок взлетел в небеса в 41-м. Невероятные для той поры чудеса монтажа и комбинированных съемок! Спецэффекты достигались предельно простыми средствами: внутри двигающейся печки сидел дежурный рабочий Яша.

“По щучьему велению”

Змея Горыныча сделали в загорских игрушечных мастерских. Громадина: одиннадцать метров в длину, пять — в высоту. Изнутри чучело шевелили два десятка человек. Во время съемок лошадь Ивана так и не смогли заставить приблизиться к Змею — до того он был страшен.

При съемках сказки “По щучьему велению” постановщики столкнулись с вечной проблемой натурных съемок – зимние сцены доснять явно не успевали, а снег неожиданно начал бурно таять. В любом другом фильме пришлось бы землю посыпать солью, а деревья поливать пожарной пеной, имитируя снег. А здесь Роу просто вложил в уста Петра Савина, исполнителя роли Емели, слова, которых не было ни в сказке, ни в сценарии: «По щучьему веленью, по моему хотенью обернись зима лютая летом красным!» Немножко подождали и все досняли летом.

Вообще в сказках Александра Артуровича играет много животных. Это его, как сказали бы сейчас, ноу-хау. В каждой его картине было множество таких эпизодов. Роу их придумывал, а работал с животными замечательный дрессировщик Алексеев. Как он это делал, никто понять не мог, но кошки у него залезали в кринку со сметаной, кролики били лапками по пню, как по барабану, а медведи танцевали. Осел, на котором ездил в «Варваре-красе» Андрей-царский сын, “упитанный, невоспитанный”, был из «Уголка Дурова». Между прочим, как рассказывают, на редкость умное животное.

Самая, пожалуй, известная сказка Роу “Морозко” получила на кинофестивале в Венеции гран-при — Золотого льва Святого Марка.

Сподвижники.

Много лет с Роу работала одна команда — администраторы, ассистенты, операторы, гримеры и, конечно, актеры: Милляр, Хвыля, Кубацкий, Алтайская… Надежда Владимировна Сорокоумова, помощник режиссера по актерам, проработала с ним около пятнадцати лет. “Работяга он был — будь здоров! Я возле него должна была стоять как штык. Самое главное — никуда не отходить. Сценарий никому не доверял — Боже упаси! Только я его и держала. И на хлопушке все время была… На площадке сто человек массовки, а он говорит: ”Иди, вон того, третьего слева в предпоследнем ряду поправь!” Я подбегаю, говорю: стой, мол, как стоял, не шевелись! А Роу мне в мегафон: ”Умница, молодец, давай обратно ко мне!”

У Роу была редкая для современных режиссеров особенность: он всегда знал, чего хочет. Для каждой картины Роу готовил огромной альбом, в котором был расписан и зарисован каждый кадр: где будет крупный план, где общий, где «восьмерочка». Знаете, что это такое? Когда два человека в кадре разговаривают, то сначала снимают одного, а потом — второго. Вообще-то, съемочная площадка — место безалаберное, но у Александра Артуровича всегда был идеальный порядок. Эпизоды, на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа.

Кстати, последнюю сказку, к которой уже был написал сценарий, — “Финист-ясный сокол” — Роу доснять не успел, умер. Так его ученик и последователь — режиссер Геннадий Васильев, работая над фильмом, корректировал свои действия с альбомом, который ему отдала жена Роу — Елена Григорьевна …

Все съемки велись в основном в двух местах. Александр Артурович любил березки — и его группа постоянно снимала в Звенигороде. Деревню Гигирево под Звенигородом, где обычно располагалась команда Роу, называли деревней Гигироу.

«Королевство Кривых Зеркал»

Еще снимали в Ялте, на желтых скалах, которые долго называли «скалами Роу»— там велись натурные съемки “Королевства Кривых Зеркал”. Ну, уж, а за “качественной зимой” ездили аж на Кольский полуостров!

Птенцы упрямого мечтателя.

Роу не боялся рядом со звездами использовать начинающих или непрофессиональных актеров.

Сергей Сергеевич Николаев (Андрей-царский сын, “упитанный, невоспитанный” — из сказки “Варвара-краса, длинная коса”) пришел на Киностудию Горького рабочим (кстати, в одной бригаде с Борей Грачевским, ставшим впоследствии главным “ералашником” страны) — хотелось быть поближе к кино.

Летом и он, и Надежда Владимировна работали вожатыми в “киношном” пионерском лагере под Москвой. Туда на встречи с детьми часто приезжал Роу. “Надя нас и познакомила — просто так, без далеко идущих планов,— рассказывает Сергей Сергеевич. — А когда началась работа над “Варварой-красой”, Александр Артурович вспомнил обо мне, и меня пригласили на пробы. Все пробовались с морковкой, а ты давай купи огурец для разнообразия!” Я пошел на рынок, купил большой огурец и с этим огурцом пробовался”.

“Знаменитую Настеньку — Наташу Седых, воспитанницу хореографического училища, героиню “Морозко” (она же — Аленушка в сказке “Огонь, вода и медные трубы”),— мы нашли так,— вспоминает Надежда Владимировна.— Однажды вечером звонит мне Александр Артурович: ”Надь, включи телевизор. Видишь, вон та, справа? Вот чтобы завтра привела мне ее!” Я в училище бегом, где тут, говорю, у вас такая, с глазами… Пригласили ее на пробы. Мы Александру Артуровичу говорили: ”Давайте, хоть голос ей заменим, а то совсем еле-еле душа в теле! С Иваном разговаривает — тю-тю-тю… хвастаться не умею…” Но Роу оставил все как есть.

Инну Чурикову (Марфушку) я ему нашла. Она тогда, кажется, на первом курсе училась. Артурыч посмотрел на нее — страшненькая, две косички… Пробы у нее были с орехами грецкими. Художник наш их предварительно поколол, а потом скорлупки склеил. Она и плевалась ими…”

Алексей Катышев (Вася-угольщик в сказке “Огонь, вода и медные трубы” и Андрей-рыбацкий сын в “Варваре-красе”) работал на Ялтинской киностудии микрофонщиком. Все случилось как в сказке: на него обратила внимание художница съемочной группы. Когдла начали снимать “Варвару”, Катышев уже служил во флоте, и потребовалось специальное разрешение на его участие в съемках. Школьнице Тане Клюевой было пятнадцать, когда ее пригласили попробоваться на главную роль в фильме “Огонь, вода…”. Пробы делались на тот случай, если бы не отпустили на съемки Наташу Седых. Но Наташе разрешили сниматься.

“Таня была очень расстроена, нам было очень неловко перед ней, все стали ее утешать: в кино, дескать, всякое случается… И случилось — ее пробы для “Варвары” стали самыми лучшими. С ролью она справилась превосходно”,— писал Роу.

“Я с детства занималась фигурным катанием, а потом ушла в балетную школу. И меня попросили выступить в каком-то новогоднем празднике — у меня был красивый номер,”Лебедь”. Его и увидел по телевизору Александр Артурыч,— вспоминает “Настенька”.— В худсовете многие были против меня — пятнадцатилетняя девочка, голосок тихий, не актриса… Но Роу меня отстоял.

Конечно, было интересно. Смешная была очень гримерша, Надя Жигульская, я ее по одной фразе запомнила — теперь сама так часто говорю. Как-то она долго смотрела на себя в зеркало в гримерной и задумчиво произнесла: ”Хороший я все-таки человек… Но страшна, зараза!”

Милляр был буквально везде, причем одновременно, и это были бесконечные клоунады. Шустрый такой, живой. Я помню, он галстук называл “галстуечек”…”

МИЛЛЯР-АЛФАВИТ (выдержка)

• АРТИСТ – «кладбище неигранных образов» (своими неигранными образами Георгий Францевич считал не только Суворова, но также Вольтера и Цезаря).

• ВАЛИДОЛ – «аристократическая закуска к коньяку».

• ВОДОЧНЫЕ КЛИЗМЫ: «Красиво, конечно, но как быть с закуской?»

• ГОЛУБЫЕ – «не тот случай, чтобы объявлять, что человечество в опасности».

• Й – «третья буква».

• НЕВИННОСТЬ – «причина для удивления жениха».

• ПАСХАЛЬНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ: «Благодарю вас, у меня есть свои…»

• СУБОРДИНАЦИЯ: «Никогда не напоминай слону, что его сделали из мухи.

Царь, Кащей и Баба-Яга в ассортименте.

В 65-летнем возрасте Милляр женился. Новобрачной было 60. Поспособствовал соединению двух любящих сердец на съемках “Золотых рогов” не кто иной, как Роу. «Женись. Живет близко, провожать не надо…» – советовал он другу. Мария Васильевна очень удивилась, когда пожилой сосед по коммуналке пришел просить ее руки, и попыталась объяснить, что мужчины ей уже не нужны. «А я и не мужчина, я Баба-яга!» – отрезал тот. Так и поженились. А на свадьбе Роу сказал: «Вот теперь я за Юру (он называл Георгия Францевича Юрой) спокоен. Жена его и покормит, и постирает, и погладит, и приглядит. В общем, возьмет в ежовые рукавицы — у нее не забалуешь!». И ведь угадал. Милляру действительно хорошо жилось с этой женщиной, можно даже сказать, что он был по-своему счастлив.

Милляр, если можно так выразиться, был гвоздем сказок Роу. Из пятнадцати фильмов Александра Артуровича Милляр сыграл в тринадцати. В некоторых — одновременно по две-три роли. Например, в “Василисе” — гусляра, старика-отца и Бабу-Ягу.

Первая его большая роль в кино — царь Горох в фильме Роу “По щучьему велению”, снятом 38 году. Это была первая советская игровая киносказка. “Раньше считалось, что экранизировать сказку можно только средствами мультипликации,— писал Александр Артурович.— Якобы живой актер не в состоянии воплотить на экране сказочный персонаж. Милляр сумел доказать обратное… Его царь Горох не просто откровенный дурак, а злой, беспощадный и суеверный дурак — самый опасный вид дурака”.

Замысел фильма “Кащей Бессмертный” родился в 1941 году, а премьера состоялась 9 мая 1945-го. “Кащей” был призван стать не просто сказкой про вымышленного фольклорного злодея, а патриотической картиной на злобу дня. Ответ на вопрос, кто сыграет Кащея, был однозначным — конечно, Георгий Францевич! Вторая “творческая встреча” с Кащеем случилась у Милляра через двадцать пять лет — в сказке “Огонь, вода и медные трубы”.

Но это был уже другой Кащей — скорее смешной и жалкий, чем реально опасный. Неудачливый жених… Помните, он там ест волшебное яблочко, молодеет, прогоняет престарелую невесту, ссорится с Бабой-Ягой — сплошное недоразумение!..

Бабу-Ягу Милляр сыграл у Роу трижды — в “Василисе Прекрасной”, в “Морозко” и в последней сказке Александра Артуровича “Золотые рога”. В “Василисе” она — жуткий персонаж, олицетворение темных сил. “Я сыграл с прицелом на страшноту,— рассказывал в одном из интервью Георгий Францевич.— Этот образ я целиком списал со старой гречанки, которая жила в доме напротив. У нее были сальные, седые патлы и нос крючком. Но, увидев меня в гриме во дворе Ялтинской студии, дети с плачем разбежались. Когда я понял, что, видя меня на экране, дети плачут, то подумал: зачем же я их так пугаю? Чтобы они зла боялись и в слезы от него ударялись? И уже следующие мои бабы-яги были смешными до безобразия”. И действительно, в “Морозко” Баба-Яга — вполне жизненная, максимально “очеловеченная” старушенция — сварливая, хворая, страдающая радикулитом. И даже не лишенная некоторого обаяния… Любопытно, что Баба-Яга в “Морозко” — в общей сложности, восьмой вариант этого образа в исполнении Милляра.

Надежда Владимировна Сорокоумова: “Морозко” снимали на Севере, в Оленегорске. Холод был собачий, и вечно я за ним бегала: Георгий Францевич, наденьте что-нибудь! Он только отмахивался. Гримерша у нас была, Соня, он все просил ее: ”Сонечка, зелененького!” Она ему и нальет одеколончику. Он тяпнет — и никакой мороз не страшен”.

На Кольском полуострове снимали и фильм “Ночь перед Рождеством”, в котором Милляр сыграл черта. Дело было зимой, поэтому костюм артиста предлагали связать из шерсти или свалять из гагачьего пуха. Но Милляр заботиться о здоровье не желал и настоял на плотно облегающем костюме из бумажных ниток. “Мой черт костляв, худ, тщедушен, — говорил он.— Это надо показать!” А много позже, на праздновании своего восьмидесятилетия в кинотеатре “Космос”, Георгий Францевич вспоминал: ”У меня в “Ночи перед Рождеством” был такой

костюм замечательный! Черт те что и кое-где волосики!”

Жизнь после сказки.

Как сложились судьбы героев сказок Роу?

Наталья Седых, Настенька образца 1964 года, осталась верна балету, хотя периодически снималась в кино: “Дети Дон Кихота“, “После бала ”, “Девочка и жизнь”, «Голубой лед» и » Любовь к трем апельсинам» (это был телевизионный фильм-опера), “Два Набоковых”, “Синоптик”, “Лучшее время года” и др.

С 1969 года по 1989 год — артистка балета труппы Большого театра. Начинала с кордебалета, затем перешла в солистки и примы. Вместе с Большим, объездила весь мир, танцевала в «Спящей красавице», «Щелкунчике», «Чайке». Самой большой творческой удачей считает партию Кити в «Анне Карениной», где ее партнерами были сама Майя Плисецкая и Марис Лиепа.

В 1990-2006 годах — актриса театра «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского.

Таня Клюева еще немного снималась на Свердловской киностудии: в сказке «Самый сильный» и в романтической комедии “Встретимся у фонтана”. Она вышла замуж за морского офицера Гагина, уехала жить в Севастополь, играет в тамошнем театре характерные роли. У нее очень хороший сын, да и вообще все сложилось хорошо.

Сегодня она — Татьяна Николаевна Гагина. Считает Севастополь своим родным городом, хотя родилась в Москве, там окончила школу и ГИТИС, там впервые побывала на съемочной площадке. Татьяна Николаевна очень любит рассказывать о своих друзьях — севастопольских и московских, перечисляя их таланты и достоинства, и очень мало о себе.

Сергей Сергеевич Николаев после Роу снимался и в других сказках. Среди его крупных киноработ роли в фильмах «Самый сильный», «Солнце в кармане», «На златом крыльце сидели», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», «Ночь длинных ножей». Очень часто Николаев снимался в «Ералаше». Наиболее известный сюжет с его участием — «Бабушка», где Татьяна Пельтцер вытирала ему нос и подталкивала его самосвал. Потом закончил экономический факультет ВГИКа и много-много лет был начальником актерского отдела Киностудии Горького.

“Я часто к Сереже ходила бумажки всякие подписывать,— усмехается Надежда Владимировна.— Бывало, сердилась и грозила ему: смотри, говорю, я тебя “породила”, я тебя и убью!”

Сейчас Сергею Николаеву — 64. Много ли это? Все ли сыграл «упитанный и невоспитанный» любимец публики? Говорят, что лучшая роль — это несыгранная роль. Но у Сергея Николаевича все иначе. Его лучшая роль уже была.

-Сергей: Самая лучшая роль уже сыграна. Это все-таки Андрей, царский сын, упитанный, но невоспитанный. Я думаю, могут быть интересные роли, но это была молодость, это была замечательная компания. Жаль, жаль, что любая сказка, как ни крути, рано или поздно подходит к концу, уходит, оставляя что-то светлое и озаряя будущее надеждой.

Я вам скажу, что каждый этап моей жизни мне интересен. Если с творческой стороны судить, то мне хотелось бы и в «Варвару» вернуться, а если с позиции времени смотреть, мне сейчас сложнее живется. Меня многое раздражает, мне спокойнее жилось тогда, мне так кажется. Может быть, возраст сказывается, поэтому так.

Друзья Николаева полагают, что «про возраст» он лукавит: Сергей по-прежнему ребенок. Ведь и в 40 фильмах снялся, а море обожает, как и в детстве. Оно его зачаровывает, и каждое лето Сергей Сергеевич стремится к нему. Не иначе волшебную щуку выловить мечтает. Все-таки удивительные люди — эти сказочники…

Елена Степунина

Фото: images.yandex.ru

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля