Сегодня: 2018-12-15    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

РОДОСЛОВНАЯ РОСТОВСКОГО КОМБАЙНА.


Однако подобные новшества не прижились. Серп, коса, цеп для ручного обмолота, каток для конного еще очень долго (а кое-где и по сей день) оставались основными помощниками хлебороба во время уборки урожая зерновых. Только в XVII-XVIII веках сначала в Англии, а затем и в других странах Европы началось интенсивное конструирование сельскохозяйственных, в том числе жатвенных, машин.

Однако подобные новшества не прижились. Серп, коса, цеп для ручного обмолота, каток для конного еще очень долго (а кое-где и по сей день) оставались основными помощниками хлебороба во время уборки урожая зерновых. Только в XVII-XVIII веках сначала в Англии, а затем и в других странах Европы началось интенсивное конструирование сельскохозяйственных, в том числе жатвенных, машин. 

катки для обмолота хлебов (XVIII-начало XX века)

телеги и конные косилки первая

продукция "Ростсельмаша" в 1929 году

Интересно, что мы можем считать свою страну прародиной комбайна. Приведем малоизвестный факт. 4 января 1869 года "Земледельческая газета" писала: "Департамент земледелия и сельской промышленности обявляет, что в оный 18 декабря 1868 года поступило прошение ученого управителя Андрея Романовича Власенко о выдаче ему 10-летней привилегии на изобретенную им машину под названием "Конная зерноуборка на корню". Власенко изобрел машину, которая сразу выполняет работу двух машин жнейки и молотилки". По сравнению с уборкой серпом и обмолотом цепом эта машина экономила труд в 20 раз, а по сравнению с самой совершенной тогда машиной американской жнейкой "Мак-Кормик" в 8 раз, сокращая и потери зерна, которые составляли за "американкой" 10-30 пудов на десятине. Однако министр земледелия запретил выпуск российской "жнеи-молотилки": "Выполнение сложной машины не под силу нашим механическим заводам". Две опытные машины Власенко, передвигавшиеся двумя лошадьми при одном погонщике, еще долго работали в имениях Бежецкого уезда Тверской губернии. И лишь в 1879 г. в американской прессе появились первые сообщения о калифорнийской "жнее-молотилке", названной "комбайном". Этот "протокомбайн" был "очень похож на машину Власенко", правда, в отличие от нее приводился в движение 24 мулами при 7 работниках и терял "изрядно зерна".

Вплоть до Первой мировой войны половина всех потребляемых в нашей стране сельхозмашин ввозилась из-за границы. Зависимость от иностранной техники сохранялась и после 1917 года, особенно остро ощущалась нехватка уборочных и молотильных машин. В 1928 году, например, уборка зерновых на Дону на 34% выполнялась косами и серпами, на 66% конными жатками, не лучше было и в других регионах.

первенец российского комбайностроения "Сталинец-1"

Лишь в 1929 году выдал свою первую продукцию сенокосилки, плуги, конные грабли и бороны "Ростсельмаш". Через два года завод выпустил 10 опытных образцов комбайна "Сталинец-1", отечественное комбайностроение стало фактом. В 1932-м с заводского конвейера сошло 2368 "С-1", а всего до начала войны их было выпущено более 54 тысяч.

Первый блин совсем не был комом. В 1937 году "Сталинец" был представлен на Международной выставке в Париже, где его признали лучшим в мире и удостоили высшей награды. По меркам того времени рабочие параметры комбайна удивляли даже видавших виды знатоков. Ширина жатки у него была 6,7 м, мощность 40 л.с., пропускная способность 2,15 кг/сек, емкость бункера 2,18 кубометра. Обслуживали агрегат пять человек. А вот, для сравнения, некоторые характеристики современного "Дона-1500Б": ширина захвата жаток от 6 до 8,6 м, мощность двигателя 225 л.с., пропускная способность 9,2 кг/сек, бункер вмещает 6 кубометров зерна, в комфортабельной шумоизолированной кабине с кондиционером один механизатор.

На "Ростсельмаше" есть музей комбайнов, среди его экспонатов есть и первый "Сталинец-1". Эту реликвию разыскали в совхозе "Павловский" Краснодарского края в конце 50-х годов, когда создавался музей. Энтузиасты во главе с Иваном Войтовым, ныне ветераном завода, восстановили его, изготовив по старым чертежам некоторые детали и узлы. Другой экспонат музея прицепной комбайн "Сталинец-6", ровесник освоения целины, нашли в совхозе "Кагальницкий" Ростовской области. В 1978 году, когда снимался фильм "Вкус хлеба", машину отправили к месту семок. Агрегат удалось запустить, и он успешно поработал на

радость режиссера и во славу ростсельмашевской марки.

"Сталинец-6" выпускался с 1947 по 1956 год. За это время завод произвел их почти 168 тысяч. У "С-6" пропускная способность была 2,5 кг/сек., мощность 40 л.с., емкость бункера 1,8 кубометра. В последующие два года на "Ростсельмаше" производили последний из серии прицепных агрегатов "РСМ-8" (изготовлено 49 923 машины). Его характеристики: пропускная способность 4 кг/сек, двигатель бензиновый мощностью 52 л.с., бункер 2,25 кубометра.

последний прицепной комбайн РСМ-8

первый самоходный комбайн СК-3 произвел настоящий фурор во всем мире

Год 1958-й отмечен началом создания семейства самоходных зерноуборочных агрегатов. Первый из них "СК-3" в том же году был удостоен диплома "Гран-При" Брюссельской международной промышленной выставки (изготовлено всего более 169 тысяч штук; захват жатки 3,2; 4,1; 5 м; пропускная способность 3 кг/сек; мощность двигателя 75 л.с., бункер 1,8 кубометра).

Следующим ростсельмашевским самоходным "степным кораблем", как любили выражаться в те годы газетчики, был комбайн "СК-4" (за 1962-1973 гг. их выпущено 855 589). Машина пропускала в секунду на один килограмм хлебной массы больше, чем предшествующая ей модель, и это было огромной победой ростовских конструкторов, инженеров, рабочих. Король комбайнов так на Западе называли "СК-4". В 1963 году "СК-4" был признан лучшим в мире и удостоен высших наград Лейпцигской международной торговой ярмарки (диплом 1 степени), международных выставок-ярмарок в Брно (золотая медаль) и в Будапеште (серебряный кубок).

Двадцать восемь лет тому назад, в августе 1973 года, "Ростсельмаш" начал промышленный выпуск высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов СК-5 "Нива". Подобно СК-3, новая машина уже в самом начале производства была удостоена золотой медали Международной ярмарки в Брно. Судьба уготовила "Ниве" необычайную известность во многих странах мира. Всего "Нив" выпущено более 1 млн 200 тысяч цифра, достойная Книги рекордов Гиннесса. За три десятилетия машина прошла ряд существенных модернизаций, в результате которых конструкция выпускаемого сегодня комбайна СК-5М-1 "Нива" усовершенствована до предела. Надежность плюс рекордно низкая цена позволяют добиться при эксплуатации машины высокой экономической эффективности. Не случайно японская корпорация "Иточу" заключила в недавние годы ряд контрактов с "Ростсельмашем" на поставку "Нивы" в Монголию.

Нынешний год стал для Ростсельмаша юбилейным. 20 лет назад был собран опытный образец первого комбайна марки "Дон", а еще пять лет спустя началось серийное производство "Дона-1500". Эти машины хорошо послужили аграриям в трудные годы реформ и до сих пор отдают урожаю заложенный в них огромный запас прочности. Но жизнь не стоит на месте, возрождение российского АПК предявляет к уборочной технике все более жесткие требования, и ростовские комбайностроители готовятся к выпуску комбайнов нового поколения, еще более надежных, производительных, комфортабельных. 

Обновление и расширение модельного ряда уборочных агрегатов основа стратегии ростсельмашевского менеджмента. Особое место здесь занимает "091-я" модель, которая по производительности представляет собой промежуточный класс между "Нивой" и "Доном". В создание этой машины холдинг "Новое содружество", являющийся владельцем предприятия, инвестирует до 2005 года 60 млн долл. США. Маркетинговые исследования подтверждают востребованность такой машины сельхозпроизводителями, ее перспективность на традиционных рынках. К февралю 2002 года будет завершен первый этап конструкторской проработки комбайна, к июлю завершится его технологическая проработка, а в 2003 году будет выпущена первая промышленная партия 100 "Донов-091". В 2004 году "Ростсельмаш" произведет 500, в 2005 тысячу "Донов-091".

Параллельно на смену "Дону-1500Б" ростовчане готовят комбайн "Дон-141", вобравший в себя все новейшие мировые достижения. Первая сотня таких машин сойдет с заводского конвейера в 2005 году. А первые экспериментальные агрегаты выйдут на испытания уже в следующем году.

Фото Виктора Пинегина

 
 
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля